
Літературний дайджест
Прежде всего ребенок
Умер поэт Андрей Вознесенский.
Он долго болел. Так что, в общем, все было понятно, все ждали, были готовы. Только вот когда сообщили, что он умер, то оказалось: нет, не готовы. Совсем не готовы. Абсолютно и совершенно не готовы. Сообщили о его смерти во вторник, 1 июня, в День защиты детей.
Любой поэт – прежде всего ребенок. В Андрее Андреевиче Вознесенском тоже было очень много детского. В 1964 году он писал: «Тишины хочу, тишины.../ Нервы, что ли, обожжены?/ Тишины.../ чтобы тень от сосны,/ щекоча нас, перемещалась,/ холодящая, словно шалость,/ вдоль спины, до мизинца ступни,/ тишины.../ звуки будто отключены./ Чем назвать твои брови с отливом?/ Понимание –/ молчаливо./ Тишины...»
Тишины теперь сколько угодно, а хотел-то он всегда именно понимания. Которое и впрямь молчаливо. Которого всегда не хватает. Которое, кажется, вот-вот придет. А оно не приходит.
Потому что люди живут в сплошном шуме. Замечают в основном внешнее. И ведь было что замечать. Русский поэт Андрей Вознесенский был невероятно знаменит. Занимался очень многим, и всегда у него получалось нечто неожиданное.
А родился Вознесенский в Москве в 1933 году. Окончил Московский архитектурный институт. Впервые напечатан в 1958 году. Ученик Пастернака. Довольно быстро стал шумно известен.
На него кричал Никита Хрущев.
Важный, думается, поэтический факт.
Тем более что заступился за поэта Кеннеди.
Встречался с Мерилин Монро.
Участник альманаха «МетрОполь».
Встречался со множеством известнейших людей, писал о них в статьях и прозе. Собеседник Хайдеггера.
Умер 1 июня.
В День защиты детей.
Новатор? Новатор. Авангардист? Еще какой. Почетный член десяти академий мира. Лауреат премий (в том числе Госпремии СССР), автор множества книг стихов, прозы и не только. Именно Вознесенский – автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» в честь двухсотлетия присоединения Грузии к России. Знаменитый монумент на Тишинской площади, что и говорить, но все знают лишь про Церетели (автора скульптурной части).
Автор рок-оперы, стихов, которые стали песнями. Его стихи пел и Высоцкий. И о нем пел Высоцкий: « От наших лиц остался профиль детский,/ Но первенец не сбит, как птица влет/ – Привет тебе, Андрей, Андрей Андреич Вознесенский!/ И пусть второго бог тебе пошлет...»
Вот-вот. Остался профиль детский.
Потому что – прежде всего ребенок.
Как все поэты.