
Літературний дайджест
Пять книг недели
Марк Харитонов, Юрген Хабермас, Женская проза нулевых, Алконостъ
Марк Харитонов. Увидеть больше: Роман; Узел жизни: Повесть.
- М.: Время, 2012. - 432 с. (Самое время!).
Герой нового романа прозаика, первого лауреата премии «Русский Букер» Марка Харитонова (р. 1937) - писатель Борис Мукасей, который пытается узнать о жизни и судьбе своего отца. При этом приходится полагаться не столько на документальные факты, которых совсем немного, сколько на собственное воображение, способное, однако, творить реальность. Герой «готов, кажется, понять, увидеть - явственно, достоверно... Увидеть больше, чем показывают... Жизнь, которую мы создаем для себя, для других, - назовем это работой воображения. Все это умеют по-разному, но без этого не ощутить себя живущим по-настоящему». Поворотные моменты бытия переживают и персонажи повести «Узел жизни» с эпиграфом из Осипа Мандельштама «Может быть, это точка безумия,/ Может быть, это совесть твоя -/ Узел жизни, в котором мы узнаны/ И развязаны для бытия».
14. Женская проза нулевых/ Сост. З.Прилепин.
- М.: АСТ, 2012. - 414 с. ISBN 978-5-271-44157-8
Писатель Захар Прилепин, умелый составитель самых разных сборников и антологий, во второй раз покусился на гендерную тему. После собрания рассказов современных авторов-мужчин («Десятка») Прилепин выпустил антологию женской прозы, куда вошли тексты 14 авторов, в том числе Ирины Богатыревой, Ксении Букши, Натальи Ключаревой, Майи Кучерской, Ирины Мамаевой, Анны Старобинец, сотрудника «НГ-EL» Алисы Ганиевой. Как пишет в предисловии составитель, «мир, описанный в этой книге, движим женщиной. Женщина здесь живет изо всех сил и не сдается до последней минуты. Она сама может выбрать, быть ей счастливой или несчастной, - она может все. Мужской вечер превращается в ночь, а для женщины ночи нет. Мужчины растворяются в темноте. Женщина выходит на свет: у нее нет другого выхода».
Юрген Хабермас. Ах, Европа/ Пер. с нем. Б.Скуратова.
- М.: Весь мир, 2012. - 160 с. (Тема). ISBN 978-5-7777-0492-4
В сборник вошли статьи Юргена Хабермаса, посвященные проблемам объединенной Европы (иммиграция, массмедиа, политическая публичность, роль интеллектуалов). Не меньший интерес представляет серия портретов выдающихся современников автора: Ричарда Рорти, Жака Деррида, Рональда Дворкина и др. Новая книга Хабермаса богата мыслями, но, как и предыдущие, требует особых навыков чтения: «Если я здесь не совсем ошибаюсь, я могу сформулировать вопрос, с которым хотел бы обратиться к Жаку Деррида, так: может ли Деррида, как Хайдеггер, оставлять без определения нормативные коннотации неведомого пришествия неопределенного события? Если нет, то какое бремя доказательства проистекает тогда из готовности эксплицировать эти коннотации, которые неслучайно проистекают из определенной религиозной традиции?»
Экранная культура: Теоретические проблемы/ Отв. ред. К.Разлогов.
- СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. - 752 с. ISBN 978-5-86007-681-5
В «Американской ночи» Трюффо один из героев говорит: «Знаете, мне кажется, что раньше люди огонь смотрели так, как мы теперь смотрим телевизор. У меня создается ощущение, что человеку постоянно, особенно после ужина, необходимы движущиеся картинки». Смотрели и будем смотреть. Это не просто констатация, а проблемное поле, изучением которого занимается дисциплина, получившая от историка медиа Эркки Хухтамо название «экранология» (screenology). В книге представлены тексты современных западных исследователей: Чарли Гира, Жан-Жака Вуненбургера, Тереза Жиро, Жан-Пьера Эскенази и др. Публикуются также работы советских и российских исследователей экранной культуры и медиа.
Алконостъ. Вып. 50/ Ред. О.Нечаева.
- М.: Творческое объединение «Алконостъ», 2012. - 92 с. ISBN 978-5-7640-0133-3
Пятидесятый, юбилейный («год издания двадцать третий»), выпуск поэтического альманаха «Алконостъ». В нем, как и в прошлых номерах, напечатаны стихи участников одноименного творческого объединения. А также стихи других, молодых и не очень, известных и не слишком, поэтов. От Александра П.Тимофеевского («Уж небо осенью дышало,/ Уж реже солнышко блистало,/ То через день, то через два./ Нерегулярное светило/ В четверг и в среду не всходило,/ А в пятницу - едва-едва») до Юлии Голованой («Горе свое горшее и ближе, ближе./ Умирает твоя собака, у меня - дед./ Каждый прости другого рыдать потише,/ а то, чего доброго, еще проснется сосед...»). От Виталины Тхоржевской до Наты Сучковой, от Андрея Пермякова до Олега Дозморова, от Алексея Григорьева до Андрея Чемоданова и пр.