
Літературний дайджест
Маргарет Джордж. "Дневники Клеопатры. Восхождение царицы"
Художественная историческая книга, повествующая, как несложно догадаться из названия, о жизни царицы Клеопатры.
Подход автора - взгляд на историю древнего Рима и Египта (как бы) глазами царицы - соучастницы и свидетельницы главных событий той эпохи. Подобное изложение делает сюжет реальным, описание живым и эмоциональным.
Мне сложно судить о достоверности ряда описываемых там событий, так как мои познания в вопросах истории Рима и Египта ограничены тем, что в голове осталось после обучения в школе.
Конечно, описываемые войны, принимаемые Цезарем основные нововведения, поворотные моменты войн, различия в обычаях Египта и Рима, описание быта имеют место быть в книге.
И в силу живого изложения, возникает ощущение, что смотришь красочный фильм.
Наряды царицы, окружающая ее обстановка, традиции восхваления и жертвоприношения....
Но больше всего мне понравилось представление в книге царицы как именно царицы. Волевой, сильной женщины, умеющей принимать трудные и судьбоносные для многих решения. Воспринимающей власть не как чрезмерные возможности, а как навалившиеся на нее в достаточно раннем возрасте обязанности и ответственность перед страной.
В противовес тому, как показана Клеопатра в одноименном голливудском фильме (в гл.роли Э.Тейлор). Фильм никогда раньше не видела. Начала смотреть только по прочтению примерно половины книги. Могу сказать, что сравнение не в пользу фильма. Даже не стала досматривать после трети просмотренного. Тейлор, безусловно, красива. Но ее царица - домохозяйка во дворце. Не более. Красивое приложение к сильному мужчине.
Кстати, помимо накладываемой ответственности и возникших обязанностей негласно царица ( что вполне естественно) сталкивается с необходимостью разбираться в людях. Как стоящих рядом - советники, те, кого мы бы назвали "придворными", жрецы, так и народ страны в целом (толпа?).
Это сквозит через всю книгу. Конечно, здесь нет серьезного исследования в области психологии, но порой занятны некоторые цитаты.
О евнухах: "Человек, заинтересованный лишь в удовлетворении личных потребностей, более предан господину. Просто удивительно, как много мы совершаем исключительно в интересах потомства".
Ранее понимание "ценности" денег: "Деньги открывают любые ворота".
Ответ отца по поводу казни сестры "Кара непременно должна быть публичной, поскольку публичной была измена".
Изменчивость народной любви: "Те самые люди, прежде готовые разорвать отца в клочья за то, что он не выдал им на расправу римского солдата, убившего священную кошку, теперь во всю мощь своих глоток выражали преданность и любовь к царю. Интересно, кому достанется их любовь завтра?"
Ее ощущения: "Чем выше возносит человека судьба, тем полнее его одиночество"
Отношение к сестре "Правда, характер у нее довольно вздорный, капризный, но красавицам прощается и не такое."
Судьба царских детей: "Увы, именно это и означало "быть Птолемеем": в нашем роду все родственные и человеческие привязанности отступали перед властолюбием и амбициями. Разница между нами состояла лишь в том, что одни ради власти пошли бы на любую подлость, а для других существовали ограничения."
Цезарь (конечно, маловероятно, что это его слова, но...): "Смелость - сама по себе награда. Она дается лишь немногим избранным."
О себе: "Быть постоянно на виду и производить приятное впечатление - нелегкое испытание."
"Фортуна не раздает подарки, она предлагает возможности, и тут главное - не упустить своего."
"Эти люди ненавидят меня! - Ты говоришь как ребенок. Конечно, они ненавидят тебя, как же иначе? И ты должна гордиться их ненавистью. Во-первых, помни: они ненавидят тебя в первую очередь потому, что ненавидят меня. Во-вторых, помни: если ты желаешь успешно управлять страной, тебе необходимо свыкнуться с ненавистью. Самая непростительная слабость правителя - болезненная потребность в любви и обожании."
"В мирное время появляется возможность осуществить самые дерзкие замыслы. На войне добывают главный трофей - мир, позволяющих плодотворно работать."
"Люди доводят до бешенства куда успешнее, чем холод, голод, жажда и жара."
Я бы назвала книгу художественной, исторической, женской.
В целом, на мой взгляд, это - Женский взгляд на жизнь, события, людей.ima555