
Літературний дайджест
Пять книг недели
Их объединила жажда чтения.
Всеволод Емелин. Болотные песни.
– М.: Фаланстер, 2012. – 96 с. ISBN 978-5-87987-071-8
Очередной поэтический сборник Всеволода Емелина, на сей раз откровенно актуальный, резко публицистический, представляющий собой, как написано в аннотации, «поэтическую хронику недавней волны протестов – от всеобщего энтузиазма и подъема в начале зимы и до спада после президентских выборов». Из предисловия Ивана Давыдова: «И настоящая революция, говорит нам поэт, случится тогда, когда в городе запретят продавать водку. А пока продают, поэт не без некоторой отстраненности смотрит вместе со своими героями из вечности на всю эту смешную или страшную суету...» Глядит примерно так: «Надевай пугачевский тулупчик,/ Вынимай пару верных нунчак,/ Выбирай – ты с Кристиной Потупчик/ Или все-таки с Ксюшей Собчак?/ Выдвигайся сурово и мощно/ На последний решительный бой,/ Где схлестнется Болотная площадь/ С полусрытой Поклонной горой».
Недалеко от Невского проспекта... Песни, стихи и рисунки из альбома лишенного свободы Константина Кругова (2-й Ленинградский исправительно-трудовой дом), 1928 год. Из собрания Ореста Цехновицера.
– СПб.: Красный матрос, 2012. – 76 с. (Обрыдалово). ISBN 978-5-4386-0053-4
У книжки этой очень длинный подзаголовок, однако все верно: перед нами стихи и рисунки Константина Кругова, сидевшего во 2-м Ленинградском исправительно-трудовом доме в 1928 году. Собрал и сохранил их ленинградский критик и литературовед Орест Цехновицер (1899–1941). И серия названа очень точно – «Обрыдалово». Это и впрямь сплошное обрыдалово, не блатняк, а народная «паезия», не Круг, а Константин Кругов, лишенный свободы. Читайте, рыдайте, орфография и пунктуация автора: «Твой стан твой образ милый/ Твой взгляд задумчивый унылый/ К тебе влечет меня всегда/ С ниведома могучей силой...» Или это: «Уже все спят лишь я один стродаю/ С больной душой по камере хожу/ В своих мечтах тебя не забываю/ Твой милый оброс мысленно ношу/ Сегодне мне сособенно тоскливо/ Ты етой ночю снилась мне опять/ Так ярок сон и все так было мило/ Казалось мне мы встретились опят...» И так – всю книгу. Да еще с рисунками.
В приложении помещены небольшая биография Цехновицера и рассказ об истории 2-го Ленинградского исправдома.
Морис Роллина. Неврозы: Книга стихотворений/ Пер. с франц.
– М.: Водолей, 2012. – 448 с. (Звезды зарубежной поэзии). ISBN 978-5-91763-102-8
Издание стихотворений мало переводимого у нас одного из первых французских символистов Мориса Роллина (1864–1903), которого назвали певцом ужасов и сельской природы. «Неврозы» – главная книга Роллина, после выхода которой его друг и коллега по перу Барбе д’Оревильи выразился так: «Надо признать, что у нас появился еще один современный поэт». На русском языке «Неврозы», включающие более 200 стихотворений, впервые, как утверждают издатели, выходят только сейчас: «Порядок сей ненарушим:/ Плюя на века скоротечность,/ Мы, мошки юные, жужжим/ И силимся постигнуть вечность./ Страстей послушный ученик,/ Несется тело в круговерти,/ И гнется мыслящий тростник/ До самой смерти...»
Доминик Бартелеми. Рыцарство: От древней Германии до Франции XII в./ Пер. с франц. М.Ю.Некрасова.
– СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. – 584 с. ISBN 978-5-91852-022-2
Автор книги – французский историк-медиевист с мировым именем, профессор Сорбонны – рассматривает такой феномен, как средневековое рыцарство, под новым углом. Для Бартелеми рыцари – не просто представители военной касты, но «столпы» общества того времени, носители культурных ценностей («рыцарственной» культуре и литературе посвящена отдельная глава). При этом автор не идеализирует объект своего исследования, уделяя внимание и безнравственным сторонам жизни рыцарей – например, их нелюбви к труду. Во вступлении Доминик Бартелеми скромно именует свой труд «не более чем эссе в строгом смысле слова… набором гипотез и приблизительных оценок, дерзким кавалерийским рейдом через века, изобилующие контрастами и мутациями».
Питер Акройд. Венеция. Прекрасный город/ Пер. с англ. В.Кулагиной-Ярцевой, Н.Кротовской, Г.Шульги.
– М.: Изд-во Ольги Морозовой, 2012. – 496 с. ISBN 978-5-98695-046-4
Очередной труд английского писателя и метафизического краеведа Питера Акройда посвящен Венеции. Это и документальный очерк, и своего рода биография знаменитого города, и историческое расследование, о чем свидетельствуют уже названия глав – «Избранный народ», «Тайны», «Хроники», «Смерть в Венеции»… Автор также рассматривает «Камни Венеции» и «Венецианских купцов», «Колокола и гондолы» и «Правосудие», «Просвещение и язык», «Туристов и паломников» и многое другое. «Древние верили, что музыка – символ упорядоченного космоса. Так как Венеция являлась самым ярким представителем упорядоченного правления, неудивительно, что от нее исходила музыка. В ней звучала музыка сфер. Она общалась с небесами и землей. Райские врата открывались в городе. Здесь возникли и слились воедино все формы правления – монархия, олигархия и республика. Они олицетворяли собой небесную гармонию, исходящую от Бога».