
Літературний дайджест
Последнее путешествие в страну литературных интеллигентов
Умер известный литературовед Станислав Рассадин. Он скончался после инсульта, в реанимации 81-й больницы. 4 марта ему исполнилось 77 лет.
Критик и литературовед, публицист и просветитель, он начал с того, что представил всю мировую словесность как заманчивую и бесконечно интересную «страну литературных героев». Этот «рай», куда попадали все книжные персонажи, где Шерлок Холмс беседовал с Остапом Бендером, а гайдаровский Тимур - с Томом Сойером, - Рассадин придумал со своим многолетним соавтором Бенедиктом Сарновым в конце 1960-х. Радиопередачи «В стране литературных героев» скрасили пионерское детство поколения нынешних 30-летних, теперь диски с этими записями слушают их дети. Двое путешественников, умудренный профессор Архип Архипович и наивный школьник Гена, - и явили собой то сочетание иронии и доброты, которое Рассадин сохранил во всех своих книгах.
Выпускник московского филологического факультета, он работал в издательстве «Молодая гвардия» и журнале «Юность». Писал о Николае Носове и о детской поэзии. В 1970-е посвятил книги Ярославу Смелякову и Кайсыну Кулиеву, а в 1990-е – Осипу Мандельштаму, Александру Галичу и Булату Окуджаве.
Его самыми знаменитыми книгами стали «Русские, или Из дворян в интеллигенты» и «Русская литература: от Фонвизина до Бродского». Творческий дух «шестидесятничества» подразумевал обязательную игру: рядом с «серьезной» литературной хроникой Рассадин и Сарнов в соавторстве с Лазарем Лазаревым разместили и свою, пародийную летопись. Сборник «Липовые аллеи» вместил множество пародий на прозаиков и поэтов, от Валентина Катаева – до Александра Солженицына, от Константина Симонова – до Андрея Вознесенского.
Он придумал термин «шестидесятники», но сам же и критиковал слишком прямолинейную его трактовку. Не соглашался и когда его определяли в «литературоведы». Ценитель юмора многовековой выдержки, он сам нашел себе маску, позаимствовав ее у Фонвизина: не боясь прослыть резонером, газетные колонки подписывал именем «Стародум». 2000-е постепенно становились временем «Скотининых» и «Митрофанушек», людей по-своему колоритных, и умеющих на раз перекричать любого «Стародума». Однако, когда пыль, поднятая их появлением, оседала, тихий голос старика-резонера вновь оказывался востребованным. Все-таки он, как никто другой, мог провести занимательную экскурсию по маршруту от «русского умника» Александра Грибоедова – к «русскому интеллигенту» Антону Чехову.