
Літературний дайджест
Богом быть трудно
Уже в аннотации к книге говорится, что «Инверсии»— это новый вариант «Трудно быть богом», по-бэнксовски и со стереоэффектом.
Действие разворачивается на планете, пережившей катастрофический метеорный дождь; в двух соперничающих государствах на стыке Средневековья и Возрождения, причем фокусами парадоксально перекрещивающихся сюжетных линий, с кровавыми заговорами и коварными интригами, служат придворный лекарь одного властителя и личный телохранитель другого«. И действительно, в процессе чтения романа в память приходит классическое произведение братьев СТРУГАЦКИХ, изданное 35 годами ранее. И это не первая их перекличка. Организация «Особые обстоятельства» из цикла романов о цивилизации Культура очень напоминает прогрессоров, а организация «Контакт» - «Комкон - Комиссию по контактам».
Впрочем, творческое переосмысление опыта советских авторов отнюдь не мешает с интересом читать БЭНКСА. «Инверсии» - единственный роман из цикла «Культура», в котором о Культуре даже не упоминается. В английских изданиях автор сознательно снял все обозначения о принадлежности к этому циклу. Разве что в сказке, рассказанной телохранителем ДеВаром маленькому мальчику, говорится о некой волшебной стране Богатилии, где «каждый мужчина был королем, каждая женщина - королевой, каждый мальчик - принцем, а каждая девочка - принцессой». Как говорится в этой сказке дальше, «В той земле жили два друга - мальчик и девочка, они были в двоюродном родстве и выросли вместе. Они считали себя взрослыми, а на самом деле все еще были детьми. Они были лучшими друзьями, но часто не соглашались друг с другом. И одно из главных расхождений касалось вопроса о том, что делать, когда в Богатилии объявится одно из этих племен бедняков. Предоставить ли их самим себе или помочь им улучшить их жизнь? И если все-таки помогать, то как именно?». О лекаре и телохранителе в книге рассказывают другие, те, кто живет в этом мире и в этом времени, те, кто не понимает мотивов и побуждений этих двух странных людей. Возможно, они сами, прибыв в это дикое средневековье из высокоразвитой цивилизации, чувствовали себя здесь полубогами, однако в искусстве коварства и интриги оказались просто детьми.