
Літературний дайджест
Россию насильно сделают самой читающей страной
В конце прошлой недели в Москве состоялся круглый стол, посвященный намерению властей создать список из 100книг, обязательных дляпрочтенияроссийской молодежью.
До сих пор не ясно, кого и как будут заставлять эти книги читать. Скорее всего, эта сотня будет включена в обязательную школьную программу по литературе. Однако возникает вопрос: 100 книг - это немало, школьная программа не резиновая, и их включение автоматически подразумевает исключение практически такого же количества книг, которые в программе уже присутствуют.
Впрочем, есть еще один вариант - включать будут то же самое, что и выкидывать, но тогда не понятно, зачем тогда вообще затевать весь этот сыр-бор со списком.
Писатель Виктор Ерофеев рассказал собравшимся на круглом столе, что самой читающей страной сегодня является Германия: "Приедешь на литературные чтения в какую-нибудь самую захудалую деревню под Кельном - соберутся 300 человек, причем все прекрасно разбираются в мировой литературе. А приехал в Лос-Анджелес - пришли трое. Один меня спросил: "Вы любите ковбоев?" Я сказал: "Люблю", и на этом литературный диалог был закончен".
В России, по словам Ерофеева, в одних городах на чтения приходили по несколько сотен человек, а в других - не пришел никто. У нас бабы на трех работах работают, им лишь бы картошки успеть сварить и ребенка накормить, тут уж не до литературы, добавил другой писатель, преподаватель Литературного института Сергей Есин.
Но беда не только в бедности - рыба, как известно, гниет с головы, а наши чиновники - чуть ли не самые темные в Европе. Виктор Ерофеев напомнил, что еще Николай I так оценивал культурный уровень своих министров: "Боже мой, какие идиоты! Ни одного из них нельзя пускать в Европу!". Нынешние министры, по словам писателя, от своих предшественников не далеко ушли: "Один чиновник в Кремле показал на портрет и сказал: "Он - не читатель!". Кто был на портрете, Ерофеев не уточнил.
Что касается инициативы насчет ста книг, она имеет все шансы стать "скалозубовщиной и принудиловкой". Мы получим список книг, которые никто не захочет читать, это будет выглядеть отвратительно, заметил Ерофеев. Писатель Максим Замшев согласен с коллегами: "Этот список из 100 книг может быть в тысяче вариантов, и все будут верными, однако эта попытка навязать вызовет отторжение". В общем, насильно мил не будешь.
В конце круглого стола Ерофеев дал чиновникам совет: прежде чем составлять списки, не мешало бы им самим что-нибудь почитать/
Аделаида СИГИДА