Літературний дайджест

Прогулки по Парижу: тусовки, мистика, сюрреализм

Кира Сапгир. Париж, которого не знают парижане. – СПб.: Росток, 2012. – 384 с.

Кира Сапгир - поэт, прозаик, журналист, литературный переводчик, родилась в Москве. Окончила Московский институт иностранных языков (французское отделение). Любовь и брак с поэтом Генрихом Сапгиром привели ее в знаменитый «лианозовский круг» нонконформистов, поэтов и художников. Многие из этих «подпольных» творцов в брежневские времена уходили в «окоп» детской литературы, в том числе Генрих Сапгир. А вскоре вслед за ним и Кира стала писать стихи, сказки, сценарии мультфильмов.

С 1978 года Кира Сапгир живет в Париже. Сотрудничает с русскоязычными и российскими СМИ. Она переводчик Ронсара, Превера, Жоржа Брассенса, французской народной поэзии. Эти старинные стихи и песни вошли в альбом «На лестнице дворца», который записал известный исполнитель и автор песен Псой Короленко.

За годы жизни в Париже Кира Сапгир выпустила несколько книг, последняя из которых - «Париж, которого не знают парижане».

Для россиян само слово «Париж» всегда звучало волшебно. Но в книге рассказывается не только о французской столице. Есть тут и Франция: потаенная, гастрономическая, даже «Франция тусовочная»! А кроме того, автор живо рассказывает о крупных представителях французской и русской культуры, а также и о своих современниках - известных русских парижанах, с которыми Киру связывает дружба с легендарных «лианозовских времен» (в их числе пишущий эти строки).

Вообще книгу «Париж, которого не знают парижане» трудно причислить к какому-то определенному жанру. Скорее всего это прогулка, увлекательная, даже мистическая. Автор старается показать «спутнику»-читателю тайны истории, которые зачастую скрыты прямо за углом знакомого закоулка. Но обо всем этом повествует не журналист, а поэт. Вот, например, описание парижского Музея забытых вещей:

Глядят ротозеи: 
на стендах Музея - 
в витрине центральной лежит напоказ, 
тебя изучая, искусственный глаз. 
Рядом орден Почетного легиона, 
серебряный перстень с дворянской короной, 
секундомер, стетоскоп и секстант, 
бант, астролябия, компас, квадрант, 
(...) 
протез, заменяющий правую ногу, 
утюг и портрет молодого бульдога, 
обиженный зонт, мокасин-сирота, 
чучело волка (увы, без хвоста), 
искусственных челюстей не перечесть - 
и даже скелет птеродактиля есть!

Дадаистическое перечисление в духе Превера!

Закрывая сборник, испытываешь удовлетворенность посвященного: вот, мол, теперь знаю самый настоящий Париж. Иными словами, Париж в изложении Киры Сапгир открывает себя не только как современный мегаполис, но как вечный город, полный тайн, средневековой мистики и в то же время несущий отпечаток мирового сюрреализма.

А главное то, что книга Киры Сапгир - пестрая, веселая, загадочная - дарит своему читателю щедрую долю мечты



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга