Літературний дайджест

Слишком оправданные ожидания

«Девушка с татуировкой дракона», Финчер.

 

«Девушку с татуировкой дракона» ждали с особым нетерпением. Причин на то было несколько: во-первых, бешеный успех романа Стига Ларссона, по которому снят фильм, во-вторых, интригующая символика (наступивший год по китайскому календарю — год дракона). К тому же Дэвид Финчер известен как режиссер не только кассово-массовый, но и весьма изобретательный, особенно в части саспенса и психологизма («Семь», «Зодиак», «Бойцовский клуб»).

Запутывать зрителя, держать в напряжении, обволакивать нуаром — все это он умеет и любит, а тут тебе и детектив, и закрученная история, и закутанные в мистику скандинавские ландшафты. В общем Финчеру оставалось сделать, говоря проще и по-русски, из бестселлера — блокбастер. Он его и сделал — ожидаемо качественно и неожиданно пресно.

 

Главный персонаж в фильме — Лисбет Саландер (Руни Мара), молодая хакерша, бисексуалка, байкер, Шерлок Холмс в юбке (хотя вряд ли она знает, что есть такая форма одежды). Она брутальна, независима, угрюма и проницательна. Этакая бессоновская Никита в апгрейд-версии. Только без всяких намеков на роковую женщину, Лисбет — в сущности подросток, обиженный на внешние обстоятельства и мстящий этим обстоятельствам по полной программе. По сравнению со шведским вариантом фильма (и книгой) Финчер добавил Лисбет детскости, заносчивости, для режиссера (и зрителя) она — скорее объект сочувствия, чем желания. Кто из нас будучи подростком не воевал со всем миром? И кто из нас не откликнется на переживания юного существа, воюющего со всем миром?

Лисбет встречается стремительно беднеющий журналист Микаэль Блумквист (Дэниэл Крэйг), которому крупный промышленник и бизнесмен Хенрик Вангер (Кристофер Пламмер) обещает помочь с деньгами и работой, если тот распутает одно запутанное старое дело, касающееся убийства племянницы Вангера. Блумквист соглашается, просит помочь ему в этом Лисбет, и вместе они погружаются в мрачный мир семейства Вангеров, людей богатых, друг друга ненавидящих да еще и с нацистским прошлым. Почему Хенрик обращается за помощью к Блумквисту — вещь еще более загадочная, чем расследуемое убийство. Крэйг играет человека самого что ни на есть ординарного, приземленного, не поражающего ни умом, ни смелостью, ни честолюбием. Мысль о том, что Блумквист может разгадать хитроумную головоломку кажется почти кощунственной. Самое интересное во всем этом наблюдать за тем, как актер, примеривший на себя ослепительную корону Бонда, снимает ее с себя, меняя шарм супергероя на бесцветность обычного прохожего. За расследование, быструю езду и эффектные поступки отвечает Лисбет, даже в постель именно она затаскивает Блумквиста, а не наоборот. Причем делает это настолько по-деловому, что ее дальнейшие сентиментальные проявления чувств по отношению к скромному журналисту, кажутся просто неестественными. Нет, не куртку она ему должна была бы купить, а отвести в тату-салон и выбить на его плече маленького ухмыляющегося дракончика.

 

Если продолжить новогодние ассоциации, «Девушку с татуировкой дракона» можно сравнить с подарком, который ты себе заказал и обнаружил первого января под елкой. То есть радость от этого сдержанная: удивляться нечему, хотя факт сам по себе приятный. Смотришь на праздничную упаковку и все же слегка волнуешься (а вдруг там не портсигар, который ты просил, а билет на Кубу?). Титры в начале фильма и есть та самая праздничная упаковка — под забористую кавер-версию песни Led Zeppelin они впечатляют и выглядят многообещающе. Но портсигар Кубой не оборачивается, Финчер довольно точно следует известному сюжету, скелетов никаких не прячет, таинственностью и психологизмом не стращает, хотя и впечатления общего не портит. Все в меру. Лучше, конечно, чем шведская версия (похожая больше на телепроект), но без сюрпризов. Триллеру Финчера не хватает острого напряжения, создавать которое автор «Зодиака» и «Семи» вообще-то умеет мастерски. Финальные же сцены сделаны по столь набившим оскомину шаблонам, что с интересом смотришь только на замечательную игру Стеллана Скарсгорда — главного злодея.

Фильм снимали в Швеции, и когда камера (к сожалению, нечасто) останавливалась на скандинавских ландшафтах, напряжение сразу вырастало. Луна. Темная гладь озера. Снег. Скрип. Дорога... Смена кадра, и перед нами большой пустой особняк, в который с опаской заходит Блумквист. Смена кадра. Лисбет спокойно садится на мотоцикл и спешит на помощь. Значит все будет хорошо — как и планировалось. Никакой вам Кубы, просили портсигар — получайте.

Артур Гранд  

 

 

 



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга