
Літературний дайджест
Мифогенная весна
Смешных придумок вэтой истории наемного убийцы, увы, немного, неПелевин ведь сочинял. «Сделал тело— гуляй смело» да«пьет пиво „Миллер“ усатый киллер»— вот ивсе самодельное творчество вновом романе Павла Пепперштейна.
А ведь читатель уже ждет рифмы с афоризмом известного поэта-минималиста «глаза слезятся, а руки делают». А тут - арт-детектив, исполненный на знакомом сленге Московской концептуальной школы плюс урбанистические ужасы из интервью самого автора. Словом, история прекрасная и ужасная одновременно.
Главный герой «Пражской ночи» - киллер высочайшего класса, умница-романтик, и даже ругаться матом начинает лишь в конце первого абзаца. «Я - чадо глубокого советского мира, - сообщает он, - дитя его последних прощальных вибраций». Типаж, согласимся, знакомый, и мерещится то ли грустный отщепенец Дмитрий Волчек, то ли записной мизантроп Дима Бавильский, которые могли бы стать прототипами героя. Один живет в Праге, где все по сюжету и случается, другой так же любит свою жизнь в искусстве и немного в СССР.
Кстати, о любви к столице. У Сорокина, помнится, совокуплялись сквозь географическую карту, проделав дырку в Москве, у Пепперштейна в нее стреляют развлечения ради: «Кто-то крикнет: „Москва", - и сразу я делаю выстрел с разворота, не целясь, и, не сомневайтесь, пулей пробито сердце нашей родины». В которое, добавим, стучится пепел империй и прочая история партийной литературы. Ведь главный герой романа - правнук писателя Короленко и заодно сын защитников режима, уничтоживших дедушкину культуру. Его родители -"он - младший лейтенант танковых войск СССР, она - молодой офицер КГБ« - убивая «Пражскую весну», породили будущего мстителя.
А ведь с чего все началось в этой убойной истории с архитектурой? Вот случается иногда, что вроде бы любишь девушку, а после осознаешь, что и не ее вовсе, а скорее - дом, квартиру, бывать там, слушать музыку под вишневое варенье с чаем и бабушкиным «а Настенька вам свои рисунки показывала?». Так и с героем романа. «Крошечный особняк, лепные фавны и нимфы в тополином пуху. О, как я люблю такие места! Ради них я задержался на этой планете». Ради этого, заметим, и роман о наемном убийце не грех написать. Кстати, сам автор произволом застройщиков в родной Москве в последнее время сильно озабочен. «Но за многие дела они еще поплатятся, и это уже происходит, - грозится он в одном из своих интервью. - Состояние, которое запечатлено в новых домах, свидетельствует о том, что заказчики глубоко несчастны». Ему вторит главный герой романа: «Но я отомщу. Постепенно погибнут все, кто сделал это: главы строительных компаний, заказчики, архитекторы, все. Всех найдет меткая пуля».
Впрочем, душой наш герой-белоручка, конечно, чист, и словно к фригидной героине «Тридцатой любви Марины» Сорокина, кончившей в финале лишь под гимн СССР по радио, только после первого убийства к нему возвращается вдохновение, и он снова начинает писать стихи. Родом из детства, конечно, и дедушкиной родины вперемешку с родительской отчизной. И неудивительно, что некоторые заказанные жертвы похожи для героя на персонажей советского кино: «Чем-то он напомнил мне профессора Плейшнера из фильма „Семнадцать мгновений весны", когда тот, сутулясь, идет по улицам Берна навстречу гибели, шаркая ногами и близоруко щурясь на небо». А уж описанию пражских архитектурных красот наш нежный убийца отдается с неизбывной страстью, лишь для приличия вопрошая читателя: «Я не утомил вас описанием города? А мне по хую, если даже и утомил!».
И безусловно, более всего впечатляет в «Пражской ночи» финальный парад богов, что родом, естественно, из «Мифогенной любви каст» самого Пепперштейна. Этакая свальная мифология с политологией вкупе. С одной стороны - «толпы рокеров, готов, байкеров, хиппи, цыган, эмо, хасидов, кришнаитов, рэперов, толкиенистов, ролевиков, панков и киберпанков и прочих». С другой - «Сварог, Кама, Ладога, Свияга, Перун, Ярило, Велес - старые, с орденами и медалями Великой Войны на лацканах убогих пиджаков». И посреди всего этого фольклорного великолепия - столичный мальчик-крысолов, в очередной раз поднимающий веки Вию постмодернизма.
Павел Пепперштейн. Пражская ночь. - СПб.: Амфора. - 208 с.
Игорь Бондарь-Терещенко