
Літературний дайджест
Дьявол просто устал
В продаже комикс «Люцифер».
В продаже комикс «Люцифер» - побочное продолжение «Песочного человека» о дьяволе, содержащем ночной джазовый клуб и выполняющем на Земле особые поручения Триединого Бога.
В продаже появился «Люцифер» - ответвление от нашумевшего «Песочного
Человека» Нила Геймана, комикс о дьяволе, которому надоело сидеть в
аду. Он прикрывает свою потустороннюю лавочку, сдает ключи и
отправляется на Землю. Здесь он открывает ночной клуб, где иногда
играет на пианино старые джазовые песни и вообще живет в свое
удовольствие. А преисподней тем временем управляют архангел надежды
Рамиэль и архангел тишины Дума.
По идее, все это мы должны были узнать из четвертого тома «Песочного человека», где как раз и рассказывается, как Люцифер уходил из ада.
Но издательство «Комикс-Арт»,
хотя и неторопливо выпускает по книжке геймановского комикса в год, с
младшим ответвлением поторопилось и издало его уже после первого тома
основной серии. Теперь российские читатели познакомятся с важным для
комиксов понятием «спин-офф»,
что называется, в полевых условиях - ни о каком поясняющем предисловии
речи не идет, и, что же произошло, остается догадываться из
комментариев и пары слов на задней обложке.
Спин-офф (калька
с английского spin-off) - это не прямой сиквел, а отдельная история про
кого-то из второстепенных героев популярной книги, фильма или комикса.
С долей наглости можно сказать, что первым спин-оффом, вообще-то, была «Одиссея», рассказавшая о путешествии царя Итаки, полюбившегося слушателям по «Илиаде».
Хотя на самом деле, конечно, спин-оффы - явление коммерческой эпохи,
поскольку как нельзя эффективнее позволяют эксплуатировать успех
оригинальной серии. Американские комиксы, в подавляющем большинстве
случаев построенные на ярких персонажах, принцип ответвления
эксплуатируют нещадно. Не удивительно, что «Песочный
Человек», едва ли не самый известный и популярный комикс начала 90-х,
может похвастаться двумя десятками различных спин-оффов. Первый номер «Люцифера» вышел в 2000-м году, спустя почти пять лет после окончания «Сэндмена», и за 75 выпусков единственный смог закрепиться как самостоятельная серия.
Его автор - Майк Кэри, британский писатель и сценарист, на счету которого пять книг, но зато больше двух сотен комиксов.
«Люцифер»
пока что стал его самой заметной работой - ни до, ни после этого он не
добивался подобного успеха. Списать эту удачу полностью на автора «Песочного
Человека» будет некорректно. Гейман, хоть и числится консультантов в
первом из двух сюжетов, попавших в книгу, скорее, подарил Кэри идею и
интересных персонажей, нежели сидел у него за спиной и давал «ценные указания». Автор «Люцифера»
и так сам постоянно ссылается на комикс-прародитель, поставив в центр
повествования сверхъестественное существо, задумывающееся о проблеме
судьбы в смысле античного фатума. Только в «Сэндмене» это был готичный бог сна, а в «Люцифере» - дьявол-джентльмен с внешностью Дэвида Боуи.
К
счастью, у Кэри получился не философский трактат, а увлекательный
детектив и одновременно путеводитель по миру сверхъестественных
комиксов.
Недаром в первом из
двух сюжетов в книге Люцифер занимается расследованием, причем по
просьбе Триединого Бога. Дьяволу предстоит выяснить, почему на Земле
начали хаотически исполняться желания людей. И если выигрыш в лотерею
достаточно безобиден, то, когда брошенное в сердцах «да
чтоб ты сдох» приводит к смерти, это уже угрожает порядку на планете. С
помощью такой завязки Кэри отправляет своего героя то в городские
подворотни, где живут демоны, то обратно в преисподнюю, то в индейский
мир духов. А во втором сюжете Люцифер и вовсе оказывается в Санкт-Паули
- самом веселом квартале Гамбурга, где нацисты соседствуют с
проститутками и, как выясняется, с падшими ангелами. И вот ради этих
картин и стоит читать «Люцифера». А ницшеанские рассуждения о свободе воли лучше оставить Нилу Гейману, благо второй том «Песочного Человека» обещают выпустить уже в июле.
Василий Шевченко