Літературний дайджест

26.02.2011|22:40|Радио Свобода

Гений и злодейство Бобби Фишера

Бобби Фишер стал единственным в мире шахматным гением, которым восхищались и которого презирали с одинаковой силой чувства.

Он публично выражал отвращение то к исландцам, то к евреям, то к России, то к Америке. 11 сентября 2001 года после взрыва башен Всемирного Торгового Центра он сказал в интервью: "Чудесная новость. Пора покончить с Соединенными Штатами".

"Фишер доживал жизнь отшельником, но любил устраивать мелкие провокации, являясь, например, в магазин за одну минуту до закрытия и требуя долгого обслуживания. Он водил знакомство с мафиози, с нацистами, с пророками апокалиптических религиозных сект и делал странные попытки оставить наследника с ДНК, идентичной его собственной – чтобы обеспечить консервацию своего шахматного гения. Надменность его не знала границ. Его мать, Регина Фишер, сказала о нем слова, которые могли бы стать эпитафией: "Чем сильнее ум и ярче талант, тем страшнее разрушение".

Книга Фрэнка Брэди – интереснейшее описание преображения Фишера из "обаятельного Бобби" с сияющей улыбкой, сделавшего игру в шахматы актом высокого искусства, в мрачного монстра с манией величия, осквернившего благородный спорт злобой, снобизмом, жадностью и сумасбродством.

Особое место в книге (как и в жизни Бобби Фишера) занимают его матчи с Борисом Спасским. Интересно, что Спасского часто называют "немезидой" Фишера. Возможно, потому, что Фишер считал Спасского одним из немногих шахматистов, равных себе по силе, и оба выигрыша достались ему с большим трудом и со многими проигранными партиями. Не исключено и то, что Борис Спасский побеждал его морально, поскольку рядом с ним выглядел аристократом спорта: он был сдержан, безукоризненно корректен и не реагировал на выходки Фишера. В 1972-м, несмотря на проигрыш, несмотря на Холодную войну, симпатии большинства болельщиков мира были на стороне Спасского.



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга