
Літературний дайджест
Как Пауло Коэльо искал в пустыне валькирий
В издательстве АСТ вышел роман знаменитого бразильца Пауло Коэльо «Валькирии» - впервые на русском языке.
Несмотря на то, что книги самого странного иностранца Коэльо особо любимы и почитаемы в России, его «Валькирии», написанные еще в 1992 году, только сейчас появились на русском языке.
Автор долгое время не давал согласия на ее публикацию в России. Почему? Ответ - это сама книга. Оказалось, что это самый личный роман автора. Коэльо писал его долго и там он очень искренне рассказывает о себе, своих отношениях с женой, поиске смысла жизни и желании изменить свое будущее. Да и главных героев зовут точно так же, как и самого писателя и его жену - Паоло и Крис. Отсюда и сомнения: поймут ли в холодной России чаяния и метания южанина, знаменитого «певца всего непознанного» Коэльо?
Герой «Валькирий» отправляется в пустыню Мохаве, чтобы найти своего ангела-хранителя и истину. Он уверен, что как раз пустыня и даст ему такую возможность. Это путешествие одновременно и реально и нет. С Паоло вместе и его жена. Крис считает, что пустыня даст ей знание об истинной любви.
Сам писатель путешествовал по Мексике, Перу, Боливии, Чили и Северной Африке еще в 70-х. Впечатления об этих странствиях и легли в основу «Валькирий». Примерно в это же время Коэльо познакомился с работами английского мистика Алистера Кроули, исповедовавшего такую идею: «Делай что хочешь — таков весь закон». Стоит ли удивляться, что Коэльо, сделавший ее принципом жизни, скоро попал в тюрьму? Говорят, его там пытали.
Вот такой богатый бэкграунд и самой откровенной книги писателя, отрывок из которой мы и публикуем.
СПРАВКА «КП»
ВАЛЬКИРИИ (др.-сканд. Valkyrja - букв. - выбирающая убитых), в скандинавской мифологии воинственные девы, решающие по воле бога Одина исход сражений. Отбирали храбрейших из павших воинов и уносили в Валгаллу. Образ Валькирии использован в музыке и поэзии (опера «Валькирия» Рихарда. Вагнера, например).
Валькирии спешились. На них были кожаные одеяния, а лица закрыты от пыли цветными платками, так что виднелись только глаза. Валькирии сняли платки, отряхнули с потертых черных курток пыль пустыни. Привязали коней и зашли. Их было восемь.
Они ничего не заказали. Но буфетчик, видимо, и так знал, что им нужно: он проворно принялся жарить на гриле яичницу с беконом и гренками.
Несмотря на весь шум и гам, произведенный приехавшими, он умудрился остаться все таким же невозмутимым и услужливым.
— Почему радио не работает? — спросила одна.
Буфетчик включил радио.
— Громче, — приказала другая.
Послушно, как робот, он прибавил звук на полную мощность. И Богом забытая закусочная превратилась в подобие манхэттенской дискотеки. Некоторые из женщин начали прихлопывать в ладоши в такт музыке; другие, говорившие меж собой, повысили голос, стараясь ее перекричать.
Наблюдая за ними, Крис заметила, что одна из женщин, которая выглядела старше других, с длинными волнистыми рыжими волосами, сев за столик, словно замерла. Она не принимала
участие в общей беседе и не хлопала в ладоши. Не интересовалась она и готовящимся завтраком. Вместо этого она пристально смотрела на Пауло. А он, подперев левой рукой подбородок, так же пристально смотрел не нее. Крис тоже на нее посмотрела. Женщина казалась старше, с этими длинными вьющимися рыжими волосами.
У Крис кольнуло в груди. Происходило что-то странное, очень странное, нечто такое, чему она не находила объяснений. Возможно, в последние дни она слишком долго смотрела на горизонт, а упражнения по расширению сознания что-то в ней изменили, и привычные вещи теперь виделись ей не так, как прежде. А предчувствия, которые ее беспокоили, не исчезли, но сделались острее. Она сделала вид, будто не замечает, как ее муж
и незнакомая женщина глазеют друг на друга. Но сердце подавало ей непонятные сигналы, радостные или тревожные— она пока не понимала.
«Тук был прав, — думал в это время Пауло. — С ними легко вступить в контакт».
Постепенно остальные валькирии стали сознавать, что происходит. Сперва они смотрели на старшую, а затем, следуя за ее взглядом, поворачивались к столику, за которым сидели Пауло и Крис. Разговоры затихли, никто больше не подтанцовывал под музыку.
— Выключи, — обратилась старшая к китайцу.
Тот, как обычно, повиновался. Теперь тишину нарушало только шипение яичницы на плите. Рыжеволосая, провожаемая взглядами своих спутниц, подошла к столику Пауло и Крис и, не присаживаясь, стала рассматривать их в упор. Потом заговорила, обращаясь только к Пауло, и без всяких предисловий:
— Где ты взял это кольцо?
— В том же магазине, где ты купила свою брошь, — ответил он.
Только теперь Крис заметила на куртке валькирии металлическую брошь. Она была той же формы, что и кольцо, которое Пауло носил на безымянном пальце левой руки...
— Чего ты хочешь? — спросила рыжеволосая.
Пауло поднялся — теперь они стояли лицом к лицу. Сердце Крис бешено колотилось— не исключено, что от ревности.
— Чего ты хочешь? — повторила валькирия.
— Поговорить со своим ангелом. И еще кое-что.
Валькирия схватила Пауло за руку и провела пальцами по его кольцу. Ее манеры несколько смягчились, и она стала казаться более женственной.
— Если ты купил кольцо там же, где и я, ты должен знать, как это делается,— произнесла она, не отрывая взгляда от змей. — Если не знаешь, продайего мне. Красивая штучка.
Кольцо у Пауло было простое, серебряное, в форме двух змей. Правда, змеи были двуглавыми, во всем же остальном кольцо можно было бы назвать незамысловатым.
Пауло ничего не ответил.
— Так ты не знаешь, как общаться с ангелами, значит, кольцо это не твое,— сказала валькирия.
— Знаю. Это делается через открытие внутреннего канала.
— Правильно,— заметила рыжая. — Вот и все, что тебе нужно.
— Но я же сказал, у меня есть еще одно желание.
— Какое?
— Тук видел своего ангела... И я хочу увидеть своего. Хочу встретиться со своим ангелом воочию.
— Тук?— Валькирия на миг задумалась, вспоминая, кто это такой где она с ним встречалась. —Да, помню,— наконец сказала она.— Он живет в пустыне. Потому что там встретил своего ангела.
— Нет, не поэтому. Он учится на мастера магии.
— Эта история — насчет того, что ангела можно увидеть, — миф. С ним вполне достаточно разговаривать.
Пауло шагнул к ней ближе.
Крис поняла, что за прием использует муж: он называл это дестабилизацией. Обычно люди общаются друг с другом на расстоянии вытянутой руки. Если один из них придвигается ко второму ближе, у того начинают путаться мысли.
—Я хочу увидеть моего ангела. — Пауло стоял совсем близко к той женщине, глядя ей прямо в глаза.
— Зачем? — Валькирия явно пошла на уступки.
Прием подействовал...
Какое-то время валькирия молчала.
— Если я научу тебя, как увидеть своего ангела, — наконец сказала она, — у тебя может пропасть желание искать новые вершины. А это не всегда хорошо.
— Нет, оно не пропадет, — ответил Пауло.— Если я с чем и расстанусь, так это с представлением, что покоренные вершины недостаточно высоки. Так я смогу сохранить любовь к тому, чего уже достиг. Это— то, что хотел сказать мне мой наставник.
«Может быть, в числе прочего он говорит и о нашей женитьбе», — подумала Крис.
Елена Стрельникова